Деятельность

Институт


30 Января 2019 Состоялся малый пленум по тематике «Дидактика одаренности: успешные прецеденты и их оформление»
Автор: Аверков Михаил Сергеевич   

В его рамках состоялись следующие мероприятия:
- развернутая содержательная презентация монографии А.А. Попова и С.В. Ермакова «Дидактика открытого образования» (с участием А.Б. Воронцова как автора содержательного предисловия к монографии, П.П. Глухова и М.С. Аверкова как специалистов, редактировавших итоговые тексты монографии);
- дискуссия по итогам презентации с активным участием носителей реальных практик открытого образования в Красноярском крае;
- презентация и обсуждение проекта федерального Агентства стратегических инициатив «Атлас лучших практик неформального образования» (с конкретными предложениями педагогическим командам о возможном позиционировании и поддержке их практик);
- презентация наиболее успешных практик Красноярского края по работе с одаренными детьми и выявление базовых принципов дидактики, лежащей в их основе.
 
В основе малого пленума лежала следующая содержательная логика:
•Представить в рамках презентации монографии А.А. Попова и С.В. Ермакова «Дидактика открытого образования» один из наиболее перспективных подходов к построению дидактики деятельностного образования как технологической платформы для закрепления и развития выдающихся способностей (одаренности) школьников. 
•Организовать обратную связь от носителей реальных образовательных практик открытого деятельностного характера, ведущих работу с одаренными школьниками: какие подходы и методы, обозначенные в монографии, совпадают с реальной деятельностью, какие тезисы монографии могут быть использованы для развития образовательных практик Красноярского края; какие элементы образовательных практик не были учтены при разработке «Дидактики открытого образования» и могут дать основу для написания её новой версии.

В дискуссии по монографии «Дидактика открытого образования» приняли активное участие к.п.н. А.Б. Воронцов, зам. директора школы № 1133 (г. Москва), генеральный директор ОИРО; Т.В. Миля, заместитель директора Красноярского краевого Дворца пионеров; С.Р. Кёниг, директор детского технопарка «Кванториум» (г. Красноярск). В ходе дискуссии были обозначены как конкретные содержательно-управленческие формы, позволяющие реализовать принципы дидактики открытого образования в конкретном учебном процессе, так и связанные с этим основные затруднения и направления дальнейших разработок для их преодоления.

В ходе презентации наиболее успешных открытых деятельностных образовательных практик по работе с одарёнными детьми были представлены следующие разработки:
•Образовательная программа прогимназии № 131 г. Красноярска – прецедент целенаправленной пропедевтики высокой мотивации и выдающихся достижений школьников в младшем школьном возрасте (докладчики: В.Г. Васильев, О.В. Рехлова). 
•Система выявления, сопровождения, образовательной навигации одаренных детей в рамках общеобразовательной школы (на примере работы гимназии № 10  – О.В. Хромова, Т.П. Багинская).
• Система выявления школьников, одаренных в направлении физико-математических дисциплин, и подготовка их к соответствующим интеллектуальным состязаниям (на базе школы № 145 г. Красноярска  – Г.О. Патрушев). 
• Система вовлечения школьников в изучение и использование дисциплин общественно-научного профиля, а также в подготовку к соответствующим интеллектуальным состязаниям, реализуемая модульной программой дополнительного образования «Детективное агентство исторических расследований» (А.Г. Грицай, В.А. Болбат). 
• Программа развития Краевого Дворца пионеров и школьников на базе принципов открытого образования (Т.В. Миля). 
• Детский технопарк «Кванториум» как практика включения школьников в научно-исследовательскую и инженерно-технологическую деятельность (М. Дмитрушков).

В ходе обсуждения презентаций удалось обозначить следующие (далеко не исчерпывающие) характеристики дидактического подхода, оказавшегося общим для всех представленных практик:
- специальное построение пространства для самостоятельных деятельностных проб школьников как условие их самореализации;
- постановка перед школьниками нестандартных (парадоксальных, выходящих за пределы их текущей компетентности и т.д.) деятельностных задач;
- целенаправленная индивидуализированная работа с версиями школьников по поводу решения задач;
- вариативный характер образовательной деятельности, ориентация на сопровождение самостоятельной деятельности школьников, реализующей их интересы, а не на реализацию общеобязательной программы в соответствии с планом.

Участники площадки отметили ценность обмена опытом, возможность заимствовать друг у друга педагогические идеи и решения.