Деятельность

Институт


 

Апробация комплексного курса "Основы религиозных культур и светской этики"

С 1 апреля в Красноярском крае началась апробация комплексного учебного курса "Основы религиозных культур и светской этики"
 
 
1. Программа курса, полезные ссылки и приложения
 
Министр образования и науки Российской Федерации Андрей Фурсенко: "Задача, которая стоит перед данным курсом, заключается в формировании общества, основанного на согласии и понимании. Все мы разные, но мы живём в одной стране и должны учиться уважать ценности представителей всех культур". "Курс будет состоять из четырёх блоков, причём блоки 1 и 4, посвящённые патриотическим ценностям, межкультурному и межконфессиональному диалогу как фактору общественного согласия, будут проводиться для всего класса вместе", - сообщает Марианна Шахнович, координатор группы разработчиков учебно-методического обеспечения курса, заведующая кафедрой философии религии СПбГУ.

Программа курса разработана совместно с участием учёных Российской академии наук, Российской академии образования, Федерального института развития образования, Академии повышения квалификации работников образования, представителей религиозных конфессий (учебная программа комплексного учебного курса "Основы религиозных культур и светской этики" и описание методики преподавания). Координатор программы апробации курса в 19-ти регионах России - Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования, на сайте www.apkpro.ru которой есть чрезвычайно интересная и полезная информация для учителей, руководителей образовательных учреждений и родителей учеников.

Законодательное Собрание Красноярского края утвердило Закон о внесении изменений в законы края, регулирующие вопросы в области краевого (национально-регионального) компонента государственных образовательных ст андартов общего образования в Красноярском крае (12.11.2009 №9 - 3926), Министерство образования и науки края заключило договор с Департаментом государственной политики в области образования и науки о Плане мероприятий по апробации в 2009-2011 годах комплексного учебного курса для общеобразовательных учреждений «Основы религиозных культур и светской этики», включающего основы православной культуры, основы исламской культуры, основы буддийской культуры, основы иудейской культуры, основы мировых религиозных культур, основы светской этики в Красноярском крае. В помощь руководителям школ специалистами Министерства образования и науки разработаны методические рекомендации о введении курса.

2. Об учителях курса

В Красноярском крае проведена большая работа по подготовке к апробации комплексного курса. Тренеры-преподаватели обучились в Москве, в Российской Академии повышения квалификации работников образования, среди них - 18 преподавателей Красноярского государственного педагогического университета имени В.П.Астафьева, 4 преподавателя КК ИПКиППРО, 79 методистов и учителей из муниципальных территорий края. Министерство образования и науки края, КК ИПКиППРО совместно с муниципальными управлениями образования организовали проведение курсов повышения квалификации учителей в период с 10 по 31 марта. Всего в курсах приняли участие 1684 учителя, среди них 60% - учителя начальных классов, 18,5% = учителя истории и обществознания, 10,5% - учителя русского языка и литературы, 3,5% - учителя музыки, изобразительного искусства, МХК. Учителя гимназий и лицеев – 147 человек (8,7%), СОШ – 1207 (71,7%), ООШ – 192 (11,4%), НОШ – 116 (6,9%). По результатам анкетирования 70% учителей куса отмечают своевременность и необходимость его введения. Все учителя выражают свое положительное отношение к введению курса («Рада, буду стараться», «Курс очень полезен, детям необходимо знакомиться с разными культурами», «В школе курс приживется»). Учителя отмечают, что «курс способствует укреплению нравственности, что необходимо для современной России» (15% ответов), «важно внимание на семье, семейному воспитанию» (6%), «курс нужен, т.к. у детей не закладываются представления о семье, дружбе. В стране растет межнациональная вражда. Данный курс, я думаю, научит уважать друг друга независимо от вероисповедания». Часть учителей (7%) отмечая, что курс надо вводить, высказывают критические замечания: «требует доработки курс «Основы светской этики», «но вводить его лучше со следующего года», «однако скорость введения курса слишком стремительна», «курс интересный, главное нам не уйти в сторону», «мне кажется, что модуль должен быть один, может быть более развёрнутый». Основное критическое замечание учителей, выраженное при проведении круглых столов по апробации, но представленное только в одной анкете - «Хотелось бы такого же понимания со стороны администрации школ».

3. О краевых базовых площадках по апробации курса.

Базовыми площадками края по обеспечению успешной работы с родителями по организации выбора, взаимодействию с родительской общественностью и сотрудничеству с различными общественными организациями, реализации учителями авторских проектов в рамках программы курса являются шесть общеобразовательных учреждений: Озерновския СОШ Енисейского района (директор - Галина Андреевна Драчук, учителя - Елена Леонидовна Кернер и Ольга Владимировна Суханова), МОУ Лицей №1 г.Канска (директор - Надежда Николаевна Качан, учителя - Юлия Юрьевна Прушевская, Марина Михайловна Ковалева и Елена Геннадьевна Сависько), МОУ СОШ №43 г.Канска (директор - Надежда Васильевна Мельникова, учителя - Наталья Степановна Бондарчук, Евгения Николаевна Кибирева, Любовь Валерьевна Левкова, Лидия Ивановна Шалагина), МОУ СОШ №16 г.Красноярска (директор - Вера Александровна Лобанова, учителя - Анна Николаевна Михайлова, Марина Александровна Новикова, Екатерина Александровна Вычужанина), МОУ гимназия№15 г.Красноярска (директор - Нина Федоровна Долгова, учителя - Маргарита Михайловна Карасева, Светлана Владимировна Чипка, Наталья Александровна Евсеева).

Учителя края, участвующие в апробации учебных пособий издательства "Просвещение" по комплексному курсу: Ольга Юрьевна Петрова - учитель истории и обществознания гимназии №1 г.Норильска (модуль "Основы истории мировых религий"), Галина Кирилловна Шатилова и Рима Валентиновна Кононова - Лицей №102 имени академика М.Ф.Решетнева г.Железногорска (модуль "Основы истории мировых религий"), Надежда Абрамовна Петрова, гимназия №2 г.Красноярска (модуль "Основы иудейской культуры").


В помощь преподавателям-тренерам и учителям, начинающим обучать школьников новому курсу, на сайте Академии Повышения квалификации работников образования (г.Москва) www.apkpro.ru открыт специальный раздел, который посвящен информационно-методическому сопровождению апробации и внедрения в учебный процесс общеобразовательных школ комплексного учебного курса для общеобразовательных учреждений "Основы религиозных культур и светской этики". Вниманию педагогов, управленцев и родителей учащихся предлагаются нормативные и методические материалы, результаты апробации, консультации ведущих специалистов и многое другое.
На сайте регулярно публикуются обзоры СМИ о проекте.

Среди методических материалов полезные темы для учителей:

  • Использование дискуссий в образовании
  • Культуроведческий подход в преподавании курса «Основы религиозных культур и светской этики»
  • Примерная программа духовно-нравственного развития
  • Программа ПК «Основы религиозных культур и светской этики»
  • Проектирование видов деятельности.

 

Обсудить

 

Автор Сообщение
Пригодич
Добавлено 15.10.2009 10:41:48
Обсуждение нового комплексного курса "Основы религиозных культур и светской этики"
Пригодич Е. Г.
Добавлено 15.10.2010 11:48:25
Уважаемые коллеги! Мы завершаем первый этап апробации курса "Основы религиозных культур и светской этики", готовимся к итоговым занятиям с пятиклассниками. Приглашаю вас обсудить, поделиться своими идейми, наработками о том, как эти уроки сделать событийными, значительными и интересными. С уважением - Елена Григорьевна
Решетникова А. С.
Добавлено 15.10.2010 15:28:30
Город Железногорск готовится к заключительному мероприятию, в которое войдут: мастер-классы, парад детских проектов, круглый стол, с приглашением общественности (представители разных конфессий). Приглашаем принять участие всех заинтересованных лиц, кто участвовал в первом этапе аппробации курса, готовы поделиться наработками. Мероприятие состоится 2 ноября на базе школы № 106.
Ковшик О. Ю.
Добавлено 15.10.2010 15:42:09
Здравствуйте, коллеги! У нас в Железногорске 2 ноября пройдет городской фестиваль педагогических идей в рамках преподавания курса "Основы религиозных культур и светской этики". В программу мероприятий войдут: защита проектов, фольклорный праздник, мастер-классы, круглый стол с представителями власти, религиозных конфессий и родительской общественности.
Очень хотелось бы узнать Ваше мнение о проблемах преподавания этого курса в общеобразовательных школах.
Мы видим сложности учебника, содержание материала, изложенного в нем, его перегруженности информацией. Недостаток времени (всего 2 четверти), причём, 4 четверть 4 класса психологически сложно вводить новый предмет в конце года. Хотелось бы вести этот предмет в старших классах в течение всего учебного года.
Но главное, дети прежде всего должны знать свою культуру, чтобы постигать основы других религиозныть культур.
С уважением ШМО учителей Лицея № 103 "Гармония" г.Железногорск
Матвиенко А. С.
Добавлено 15.10.2010 18:33:46
Доброе время суток, уважаемые коллеги! Мы планируем, у себя в районе провести виртуальный фестиваль в рамках курса ОРК и СЭ. Я предлагаю вам, текст положения, к которому можно отнестись. Мы рады будем любому предложению и замечанию.
С уважением Антонина Сергеевна

Скачать вложение (Положение о виртуальном фестивалеОРКиСЭ.doc, 44 Kb)
Герилович Т. Д.
Добавлено 18.10.2010 14:43:52
Добрый день, уважаемые коллеги! Время стремительно,мы уже все готовимся к итоговым мероприятиям.За это время многое стало понятно и вопросо тоже очень много.В Железногорске мы решили провести практико - ориентированный семинар - презентацию итогов первого года апробации комплесного учебного курса ОРКСЭ.Задумок много.Хочу поблагодарить Антонину Сергеевну Матвиенко за представление положения о виртуальном фестивале.У меня возник вопрос о сроках.Курс заканчивается итоговым мероприятием в конце 1 четверти (каникулы с 1ноября по 10 ноября)или это не так важно.
Матвиенко А. С.
Добавлено 18.10.2010 19:36:32
Добрый день, коллеги. Спасибо за отношение к нашему тексту положения. Срок в положении обозначен формально, можно его изменить и запустить фестиваль после каникул, положение ещё в разработке до 23 октября.
С уважением Антонина Сергеевна
Устинова Н. В.
Добавлено 19.10.2010 17:40:04
Здравствуйте, коллеги! Приятно осознавать, что к вопросу о преподавании курса ОРК и СЭ в 4-5 классах, многие учителя подошли не формально, а заинтересованно и с пониманием. За первый год апробации данного курса накопилось много вопросов и предложений. Хочу выразить благодарность Железногорским педагогам и методистам,которые подарили мне уникальную возможность, 2 ноября 2010 года, принять участие в живом разговоре по преподаванию данного курса, поделиться своими проблемами, задумками, наработками и услышать мнение коллег, родителей и самих детей. Очень хочется, чтоб разговор состоялся и остался праздник в душе. Но мне бы очень хотелось послушать мнение не только учителей города Железногорска, но и учителей ведущих данный курс в других городах и районах Красноярского края. Уважаемые, коллеги, пишите... С уважением Наталья Устинова.
Шатилова Г. К.
Добавлено 20.10.2010 20:41:34
Здравствуйте, уважаемые коллеги! Моя коллега, Рима Валентиновна Кононова, и я участвуем в апробации учебного пособия издательства "Просвещение" "Основы мировых религиозных культур". Очень ответственная миссия, но нужная и интересная. Сейчас мы готовимся к итоговому уроку по курсу. Он пройдет в нашем лицее 23 октября в форме интеллектуальной игры пятиклассников "Если скажут слово "Родина"..." ("Родина бывает разная, но у всех она одна!") С уважением, Шатилова Г.К.
Проскурина С. И.
Добавлено 23.10.2010 11:10:56
Добрый день, уважаемые коллеги! Учителя г.Назарово как и все готовятся к итоговому мероприятию в рамках курса ОРКСиЭ. Я согласна с уважаемой Ковшик О.Ю. и с её коллегами в том, что этот курс преподавать желательно в течение всего учебного года, но только ввести его в четвёртом классе. С уважением Светлана Ильинична.
Сергиенко С. А.
Добавлено 24.10.2010 16:07:49
Добрый день, уважаемые коллеги! Согласна с мнением Ковшик О.Ю. о сроках введения нового курса и его продолжительности. На осенних каникулах в нашей школе пройдет заключительное занятие с привлечением родителей. С уважением Светлана Александровна.
Грачёва И. А.
Добавлено 24.10.2010 17:53:41
Коллеги, добрый день! За истекший период апробации учителям стали более понятны задачи, проблемы, перспективы курса. И все таки, на мой взгляд, самая главная ценность курса - это учитель, желающий реализовать очень важные цели курса, готовый использовать свой педагогический, просто человеческий потенциал, способный бросить в души детей то зернышко, которое все равно когда-нибудь прорастет. Только в этом случае можно говорить о позитивных результатах апробации курса. Поверьте, наш труд очень важен и нужен ребятам, обществу. Удачи! С уважением Ирина Адамовна.
ратманская о. г.
Добавлено 25.10.2010 14:45:59
Добрый день, уважаемые коллеги. согласны с мнением коллег о введении курса в 4 классе в течение всего учебного года один раз в неделю. Очень понравилась идея виртуального фестиваля. Возьмем идею на заметку, чтобы предложить ее коллегам города Назарово для реализации в следующем году. Планируем провести итоговое мероприятие в виде общепараллельного творческого отчета, где учащиеся разных модулей представят свои итоговые работы (презентации, рефераты, сочинения, инсценировки и др.)С уважением, Ирина Николаевна и Ольга Геннадьевна.
Блошко А. А.
Добавлено 01.11.2010 22:51:56
22 октября районным Фестивалем народов Красноярского края был дан старт
заключительным мероприятиям по курсу ОРКСЭ, приуроченных к празднованию Дня
народного единства.В фестивале приняли участие ОУ района - 6, 17, 23, 25, 45,
76, 78, 93, 97, 137, лицей 9. Инициатором и организатором мероприятия
выступила школа 78. Сценарий мероприятия разработан Сосиной Ольгой Ивановной.
Ребята-пятиклассники имели возможность познакомиться с культурой народов
Севера и Юга нашего края, а также народов заселявших территорию Сибири -
русских, украинцев и белорусов, немцев и поляков, азербайджанцев и цыган и
многих других.

Скачать вложение (Сценарий фестиваля народов Красноярского края.doc, 36 Kb)
Носова С. А.
Добавлено 02.11.2010 10:39:10
Здравствуйте все!
Учителя ОРКСЭ Ермаковского района провели большое итоговое обсуждение по окончанию курса. Общее мнение - курс полезный и нужный именно в воспитательном плане. Очень помогает в сплочении семьи и привлечении родителей к сотрудничеству со школой.
Основная проблема, высказанная всеми - НЕ НАДО разрывать курс на лето! Это очень выбивает из колеи и детей, и учителя.
Также детьми и родителями высказано большое желание продолжить изучение курса в дальнейшем.
Прушевская Ю. Ю.
Добавлено 02.11.2010 10:47:15
Добрый день, уважаемые коллеги!В конце октября в лицее №1 Г. Канска прошло заключительное мероприятие по курсу ОРКСЭ урок-отчёт по теме " Мы разные,но мы вместе",на котором учащимися были представлены творческие работы о культурных традициях,обычаях народов,проживающих в России.Пятый год обучаясь вместе,ребята не подозревали,что их семьи настолько разные, каждая семья особенна по-своему,есть традиции, семейные реликвии,которые бережно хранятся и передаются из поколения в поколение. Ребята по-новому увидели друг друга, стали уважительнее относится к обычаям своей семьи,семьи одноклассника.
Цвых Т. В.
Добавлено 02.11.2010 13:47:34
Добрый день, уважаемые коллеги.У нас в Тюхтетском районе курс ОРКСЭ завершился в каждой школе по разному. Но на каникулах учителя работающие поданному курсу встретились,обменялись мнениями, поделились творческими работами, наиболее удавшимися мероприятиями. Пришли к единому мнению, что курс нужный. Почти единогласно родителя заявляют о продолжении курса.Большой плюс в том, что один учитель работал с детьми в 4 и продолжал курс в 5 классе. Есть не большие сложности в учебном материале, но со временем придет опыт и наработки.
Курс выполняет основную задачу - воспитание духовно-нравственной личности гражданина России. Учителя работающие по курсу единогласно говорят, что ожидания учителей и родителей оправдываются, а это самое главное и главное то, что дети хотят изучать курс дальше. Спасибо.
Лунегова Л. М.
Добавлено 02.11.2010 16:43:21
Здравствуйте, уважаемые коллеги!
ГМО учителей ОРКСЭ г. Зеленогорска присоединяется к обсуждению апробации курса ОРКСЭ. Учителя, ведущие курс в 4-5 классах, считают своевременным и актуальным введение этого предмета. Ими накоплен определенный опыт прохождения курса и идет систематизация методических материалов. О прохождении курса информируется общественность города через СМИ.
По итогам прошлого учебного года собрана методическая копилка по проведению уроков ОРКСЭ в 4-х классах, готовится к выпуску мультимедийный продукт (сбоник ЦОРов).
21.10.10 состоялся прямой эфир на ТV "Красноярск 45", который вела методист Лунегова Л.М. с педагогами-практиками Марышевой Т.Н. и Яхшигуловой С.П. Разговор шел о проблемах преподавания курса, о личном опыте приглашенных педагогов по апробации ОРКСЭ, о перспективах развития направлений работы. Была представлена презентация одного из уроков. Сотрудники ТV предложили адаптировать данную презентацию урока "Род и семья – исток нравственных ценностей" для специального показа жителям города.
В настоящее время учителя курса оформляют реализованные в 5-х классах итоговые творческие работы и проекты, которые будут представлены к обсуждению на круглом столе 12.11.10 г.
С уважением Лунегова Л.М., Яхшигулова С.П.

Скачать вложение (фрагмент урока Кушнаревой Л.Л..jpg, 68 Kb)
Лунегова Л. М.
Добавлено 02.11.2010 16:52:23
Коллегам курса ОРКСЭ предлагаем презентацию итогового занятия в 4-м классе Кушнаревой Л.Л., которая выступила с данной работой перед падагогическим сообществом г. Зеленогорска на августовской конференции.
Лунегова Л. М.
Добавлено 02.11.2010 17:05:48
Коллеги, первая попытка выставить презентацию не удалась: большой объем файла.
Делаем вторую попытку, удалив некоторые фотографии.

 

 

Автор Сообщение
Лунегова Л. М.
Добавлено 02.11.2010 17:08:16
Коллеги, извините, форум не принимает нашу презентацию, уменьшать ее еще больше не имеет смысла.
Мамаева Л. А.
Добавлено 02.11.2010 17:31:12
Здравствуйте, уважаемые коллеги!
У нас в Козульском районе курс ОРКСЭ завершился в каждой школе по разному. За неделю до проведения итоговых мероприятий мы собрались на районном МО учителей ОРКСЭ и обсудили формы проведения итоговых мероприятий.
Многие классные родительские комитеты вносят предложение о том, чтобы после изучения одного модуля ученик имел возможность в 5-6 кл. продолжить изучение другого модуля.
Бондарчук Н. С.
Добавлено 03.11.2010 14:42:29
Добрый день, уважаемые коллеги! В МОУ СОШ № 3 г. Канска закончилась апробация курса "ОРК и СЭ". 21 октября учитель начальных классов Левкова Л.В. провела открытый урок по теме "Отношение христианина к природе" (модуль "Основы православной культуры"), который получил положительный отзыв коллег. 30 октября было проведено заключительное внеклассное мероприятие по реализации проекта пятиклассников "Россия - наша Родина", на которое был приглашен настоятель Андреевского храма отец Сергий. После изучения курса "ОРК и СЭ" ребята стали уважительнее относиться друг к другу и по-новому видеть окружающий мир.
Максимова Т. В.
Добавлено 07.11.2010 22:28:51
Добрый вечер, уважаемые коллеги!
В школах г. Бородино проходят итоговые занятия по курсу ОРКСЭ. Школа №1 закончила модуль "Светской этики" защитой творческих проектов. Школа №3 готовит по модулям праздник. Школа №2 завершит курс только во 2 четверти. Курс ребятам очень понравился и на последних занятиях они спрашивали: будет ли продолжение?
Грачёва И. А.
Добавлено 07.11.2010 23:20:06
Уважаемые коллеги, хочется все же остановиться на целях и задачах курса. Меня, многих педагогов, разработчиков курса, родителей волнует вопрос: способен ли курс решить существующие в обществе проблемы духовно-нравственного воспитания школьников.По сути, в этом и есть главная задача апробации. Но на мой взгляд, а также по мнению педагогов, на данный момент курс имеет больше развивающую, информационную направленность, т.е. предлагает ребятам обоснования тех или иных ценностей, заповедей. Но, мы прекрасно понимаем, что в данном возрасте поведенческие нормы у младших школьников уже сформированы,и такой эмоциональной и психологически благоприятной почвы как во 2, 3 классе уже нет. К тому же проблемы подросткового возраста обостряются у некоторых ребят, при обсуждении вопросов курса (особенно на модулях религий). Не совсем понятно, почему необходимо разрывать обучение между 4 и 5 классом, а не вести в 4 классе, причем весь год? За две четверти невозможно качественно подойти к обучению таких тонких и сложных вопросов, касающихся религий (с модулем светской этики все проще). Идеальный вариант 3-4 класс. Вот только учебники придется адаптировать под этот возраст, они и сейчас требуют корректировки. Буду рада услышать еще мнения по этому поводу. Столько сил, средств пущено в этом направлении, хочется, чтобы курс был не просто галочкой для успокоения совести...
Чудинова Т. В.
Добавлено 08.11.2010 19:20:15
Здравствуйте, уважаемые коллеги! 3 ноября в гимназии №4 прошло обсуждение опыта апробации комплексного курса «Основы религиозных культур и светской этики» на XII ежегодных педагогических чтениях учителей начальных классов муниципальных образовательных учреждений города Канска «Федеральный государственный стандарт начального общего образования – основа национальной образовательной инициативы «Наша новая школа».
Работа секции началась с представления опыта работы Лидией Ивановной Шалагиной. Педагог – организатор гимназии №1 Анастасия Александровна Левданская нашла необычные способы оценивания деятельности учащихся в процессе преподавания курса ОРКиСЭ.
Решением экспертной группы эти работы будут опубликованы в виртуальном сборнике педагогических чтений.
Дуюн М. Ю.
Добавлено 08.11.2010 19:51:39
В гимназии №4 проводилось заключительное мероприятие "Ты для России, Россия для тебя!". Принимали участие ребята 5-х классов и их родители. Мероприятие прошло на высоком уровне, все участники получили положительный заряд эмоций.

Скачать вложение (1.jpg, 509 Kb)
Дуюн М. Ю.
Добавлено 08.11.2010 19:57:14
Мероприятие "Ты для России, Россия для тебя!". Выступление ведущих.

Скачать вложение (Ведущие.jpg, 462 Kb)
Дуюн М. Ю.
Добавлено 08.11.2010 19:58:33
Мероприятие "Ты для России, Россия для тебя!". Участники поют гаудеамус.

Скачать вложение (3.jpg, 473 Kb)
Дуюн М. Ю.
Добавлено 08.11.2010 19:59:27
Мероприятие "Ты для России, Россия для тебя!". Говорим о семейных традициях.

Скачать вложение (4.jpg, 677 Kb)
Пригодич Е. Г.
Добавлено 04.12.2010 12:46:26
Здравствуйте, коллеги! 6 декабря на Краевом Гражданском Форуме обсуждаются общественные ожидания относительно эффектов курса и оценки педагогов по первому шагу апробации.
Заявились к участию более 250 учителей курса. Предлагаю на данном Форуме также обменяться мнениями по этим вопросам.
Из обсуждения с учителями у меня складывается суждение, что курс "Основы религиозных культур и светской этики" должен быть не модульным, а интегрированным. Идея выбора разных модулей не реализуется в школьной практике, т.к. родители и дети не стали выбирать по прямой схеме: православные - "Основы православной культуры", мусульмане - "Основы исламской культуры", иудеи - "Основы иудейской културы" и т.д. Предпочтительный выбор семей - "Основы мировых религиозных культур" и "Основы светской этики". Учителя по некоторым курсам столкнулись с проблемой катехизированного содержания. Актуальной стала проблема определения пределов светскости и религиозности в обучении по курсу. и т.д.
Котляр В. И.
Добавлено 09.12.2010 15:28:37
Добрый день, уважаемые коллеги!На зимних каникулах
в нашей школе пройдёт заключительное внеклассное мероприятие с привлечением родителей.С уважением- Валентина Ивановна.
Карпова Н. В.
Добавлено 20.12.2010 20:43:43
Здравствуйте, коллеги. Прочитав ваши отзывы о результатах опробации курса, порадовалась за вас. о себе таких положительных результатов сказать не могу. Я заканчиваю курс основ светской этики на следующей неделе. Первое впечатление от учебника осталось неудовлетворительное. Некоторые моменты дублируют учебники по обществознанию. Как учитель средней и старшей школы считаю неудачным, лично для меня, период 4-й четверти, т.к. основные силы пришлось тратить на выпускные 9 и 11 классы, а на особое творчество не хватило сил.
Пригодич Е. Г.
Добавлено 06.02.2011 18:15:45
Здравствуйте, уважаемые коллеги!
Начался второй год по апробации курса ОРКСЭ. По статистике выбор модулей в крае изменился: если в прошлом году ОПК выбрали 19% родителей, то сейчас - 12,5%, соответственно выбор ОМРК - с 22% рост до 24,3%, а ОСЭ - с 58% рост до 63,2%.
Предлагаю обсудить вопрос: Каковы причины изменения выбора модулей по курсу?
По результатах исследования Общественной палаты России родители наиболее позитивную оценку дали курсам по основам религиозных культур (материалы этого исследования отправляю руководителям МО с просьбой, чтобы они переслали учителям), часть материалов помещены на странице Центра гражданского образования. Да и по отзывам учителей курс ОСЭ - наиболее "пустой" содержательно, а ОМРК - перегружен академическими знаниями и не усваивается большинством ребятишек.
Итак, почему изменился выбор в пользу этих модулей?
Носова С. А.
Добавлено 23.09.2011 09:54:25
Учителя Ермаковского района вносят предложение: отказаться от идей выбора разных модулей учащимися. Практика показывает, что все выбирают светскую этику и ничего другого не предвидится. Предлагаем оставить в начальной школе светскую этику, а в старших классах (например, в 10) добавить 1 час к обществознанию за счет регионального компонента и вести основы мировых религиозных культур как ознакомительный курс. По крайней мере, дети гарантированно получат эти знания.
Носова С. А.
Добавлено 23.09.2011 09:54:45
Учителя Ермаковского района вносят предложение: отказаться от идей выбора разных модулей учащимися. Практика показывает, что все выбирают светскую этику и ничего другого не предвидится. Предлагаем оставить в начальной школе светскую этику, а в старших классах (например, в 10) добавить 1 час к обществознанию за счет регионального компонента и вести основы мировых религиозных культур как ознакомительный курс. По крайней мере, дети гарантированно получат эти знания.
Садомова Л. У.
Добавлено 26.09.2011 16:06:50
Добрый день!Разделяем мнение коллег о проведении курса ОРКСЭ в течение года в 4 классе, так как у каждого дела должно быть начало и своевременное завершение. А поскольку в школе это - начало и конец учебного года, то логичнее было бы и курс вести именно так. Хочется отметить, что в начале эксперимента в нашей школе основная масса родителей и детей выбрали курс "Основы светской этики" и, лишь немногие - "Основы мировых религиозных культур". Чувствовалась осторожность родителей в выборе. А во втором потоке желающих изучать "Основы мировых религиозных культур" оказалось значительно больше. Это говорит о том, что заинтересованность родителей и детей в изученнии данного курса растет, и это радует.
Нечаева Т. В.
Добавлено 14.11.2011 16:57:59
Добрый день, уважаемые коллеги! По окончании курса проводим открытое мероприятие с приглашением родителей и учителей и учащихся 4 класса. Основная тема занятия "Толерантность". Стараемся использовать Интернет-ресурсы, наглядность. Ученики готовят сценарий праздника, оформляют класс, делятся полученными знаниями с учениками 4 класса, подготовленную символику передают следующему классу.
Чернова Ю. В.
Добавлено 14.11.2011 19:46:27
Добрый день, коллеги! В этом году первый год вела данный курс. Оказалось не так страшно как это представлялось изначально. Детям интересно изучать. т.к. я раньше у них не вела, им нравилось приходить в новый кабинет и рассматривать там стенды и т.д. сам предмет им также нравился. Ученики очень активно вступали в беседу, а порой и дискуссии между собой. конечно курс предпологает очень осторожное изучение религий,но и здесь, я думаю удалось справиться. в каждом классе (а их два) было по несколько представителей ислама, но они очень охотно рассказывали про традиции и обычаи, а остальные слушали и задавали вопросы! для меня это был очень положительный опыт, т.к. смогла попробовать различные методики.
Чернова Ю. В.
Добавлено 14.11.2011 19:53:46
И как итог курса, конечно были учащимися представлены мини- проекты, весьма интересные. Думаю. что курс этот не вредит, а наоборот развивает познавательную и комуникативную компетентность. наверно можно сказать про систему оценивания. так как я думаю, что в каждом классе есть дети, которым "все равно" и не хотят ни читать ни писать. надо как - то продумать оценивание детей, т.к. стимул к учебе в начальной школе не только знания, но и оценка и похвала.

 

 

Автор Сообщение
Марышева Т. Н.
Добавлено 14.11.2011 22:44:26
Приветствую вас, коллеги! Итоговые занятия по модулю "Основы светской этики" второй год провожу как классно-семейные праздники. В этом году большее число родителей пожелали принять участие. Совместно с детьми родители готовили проекты на морально-этические темы. Дети с сожаление говорят, что предмета не будет больше. Родители по-иному увидели своих детей. А одна из учениц, Бойко Настя, написала даже стихотворение, пусть и не совершенное по форме, но очень ценное по сути. Предмет нужен. Но он не должен, на мой взгляд, стать площадкой для мировоззренческих баталий взрослых.
Лябахова С. В.
Добавлено 15.11.2011 10:39:18
Добрый день! Учителя ОРКСЭ Краснотуранского района отмечают, что данный курс -полезный именно в воспитательном плане.Учащиеся стали терпимее друг к другу, уменьшилось число конфликтов между детьми, классный коллектив стал сплоченней. Дети проявляют интерес к истории своей семьи, к религиозной культуре. курс дает возможность чаще общаться с родителями, поскольку домашние задания заключаются именно в общении на заданные темы. Увеличилось количество родителей, активно участвующих в школьной жизни детей. Возрос интерес к истории православных праздников (модуль "Основы православной культуры").
Герман С. Ю.
Добавлено 15.11.2011 11:32:52
Итоговое мероприятие по курсу ОРКиСЭ ПРОВЕЛА "Защита творческих работ учащихся"(презентации, рефераты, сочинения)
Пригодич Е. Г.
Добавлено 15.11.2011 11:49:26
Уважаемые коллеги! Предлагаю, используя материалы презентации А.Я.Данилюка, обсудить, какие достижения и трудности есть у учителей курса.

А.Я.Данилюк, председатель федерального методического совета по введению курса ОРКСЭ, выступил с этой презентацией на всероссийском совещании 7.11.11.
Кстати, коллеги, на конкурс, материалы которого анализируются в презентации, от края мы представили разработки наших первых и итоговых уроков, разработки уроков по ОПК, ОСЭ и материалы коллег Канского района. Первых три материалы рекомендованы к использованию и размещению на федеральном сайте, отмечается достойный уровень разработок. По материалам Канского района отмечается невыверенность, неоднозначность в этическом плане заданий.

Скачать вложение (Данилюк ОРКСЭ.ppt, 551 Kb)
Кузнецова Л. А.
Добавлено 15.11.2011 13:45:01
Добрый день! Планирую провести в декабре месяце итоговое мероприятие совместно с родителями. У нас возникает вопрос: если в этом году у нас всего 4 человека по данному курсу, а на следующий год будет 13, смогут ли обеспечить всех методическими пособиями и учебниками?
Суханова О. В.
Добавлено 15.11.2011 14:21:47
Итогом изучения курса был праздник "Все мы разные, но все мы россияне", на котором учащиеся пятых класов выступили с защитой творческих работ по изучаемому модулю "Основы православнй культуры". Получилось собрать богатейший материал по изученному модулю.Это были исследовательские проекты, творческие проекты. Дети представляли рисунки, макеты храмов.На праздник были приглашены уч-ся 4 классов, которым ещё только предстаит изучение курса ОРК и СЭ, родители, учителя. Это мероприятие было приурочено в честь государственного праздника "4 ноября-День единства России". Он начался с гимна РФ и с истории возникновения праздника, потом звучали стихи о единстве народа России, а в завершении дети исполнили вальс под гимн Енисейска - нашей малой родины. Темы и формы для творческих работ ученики 5-х классов выбирали сами. Никто не остался равнодушным.
По итогам анкетирования сделали выбор на изучение модуля "Основы православной культуры" комплексного курса ОРК И СЭ 100% учащихся 4 классов.
Пригодич Е. Г.
Добавлено 15.11.2011 14:26:48
Марина Геннадьевна Гудошникова, РУО Железнодорожного района г.Красноярска, пишет:
1. какие трудности, проблемы испытывает учитель курса? Причины?
Сегодня, многие проблемы уже решены и администрацией школы, и самим учителем.
Важным остается вопрос образования и самообразования педагога, наличие грамотных учебных пособий, методическое сопровождение педагога. Мо мнению педагогов - занковцев, на сегодня нет соответствующих методике РО учебных пособий по курсу ОРКСЭ, приходится самим созадавать и уроки, и весь курс.
2.Как можно решить эти проблемы? Проблемы лучше решать по мере их поступления.
Хочется пожелать всем педагогам долгой и интересной работы, новых открытий.
Суханова О. В.
Добавлено 15.11.2011 14:31:59
Ознакомилась с докладом А.Я. Данилюка. Очень хорошо и точно отражены все проблемы по ведению курса ОРК и СЭ как в плане содержания, так и вплане методической помощи. Лично меня порадовала перспектива более полного изучения этого курса в школе.
Чупаченко Г. В.
Добавлено 15.11.2011 14:37:41
Добрый день! Учителя ОРКСЭ МБОУ "Крутоярская СОШ" Назаровского района отмечают, что данный курс полезный в нравственном воспитании учащихся.Дети стали относиться более внимательно друг к другу, уменьшилось число конфликтов между детьми. Ученики проявляют большой интерес к истории своей семьи, к религиозной культуре. Изучение курса привлекает родителей, поскольку домашние задания заключаются именно в общении на заданные темы. Родители активно участвуют в школьной жизни детей. Возрос интерес к истории православных праздников (модуль "Основы православной культуры"). Дети активно участвуют в подготовке и выступлениях с итоговыми проектами. В этой работе им активно помогают родители.В дальнейшем желающие учащиеся выступают со свими проектами на школьной конференции и продолжают исследовательские работы
Тыквенко Н. В.
Добавлено 15.11.2011 15:41:29
Добрый день! Я уже второй год веду курс по ОРКСЭ. Детям интересно. Участвуют в проектах. Учатся приводить примеры из жизни. Я сама узнаю многое.Есть определённый материал по курсу. Есть недостатки: некоторые темы написаны непонятно для детей. Я думаю, текст должен быть приближен к возрасту учащихся.
Гой О. Г.
Добавлено 15.11.2011 16:16:45
Добрый день! Итогом изучения курса стало проведение мероприятия "Моя малая Родина". Учащиеся 5 класса собрали материал о прошлом и настоящем своего села, о людях, живущих в нём, которыми мы гордимся.Мероприятие проходило в школьном краеведческом музее. На нём присутствовали родители, учителя и руководители поселения.Мероприятие вызвало интерес у всех присутствующих.
Цветцых Н. Д.
Добавлено 15.11.2011 16:57:16
Добрый день! В школах города Назарово прошли разнообразные итоговые мероприятия: викторины, дискуссии, праздники, на которых ребята смогли представить результаты своего творчества. Особенно детям и взрослым понравилась ярмарка, где были представлены особенности каждой культуры. Хочется отметить неподдельный интерес родителей к данному курсу: по мере своих возможностей родители включаются во все мероприятия, которые организуют педагоги в рамках каждого модуля. Практически все отмечают, что дети меняются, становятся терпимее, разрешают конфликтные ситуации мирным путем, договариваются, по-другому смотрят на многие вещи. В любом новом деле встречаются трудности, многое зависит от личности учителя, его опыта. На заседаниях ГМО учителей ОРКСЭ мы многое обсуждаем, советуемся, делимся своими наработками.
Максимкина Т. Н.
Добавлено 15.11.2011 17:26:28
Добрый день уважаемые коллеги. Данный курс веду третий год. Отношение к содержанию курса у детей, родителей и педагогов положительное, но все мы сходимся во мнении, что количества часов для его изучения не достаточно. За прошедшее время накоплен большой методический материал по модулю "Основы светской этики", которым мы обмениваемся на РМО учителей Краснотуранского района.Надеюсь пополнить свою копилку разработками, представленными на форуме. Всем удачи и всего доброго.
Панин В. В.
Добавлено 15.11.2011 17:30:43
Добрый день уважаемые коллеги!
В своей презентации Данилюк группирует проблемы, возникающие во время преподавания курса ОРКиСЭ. Одну из групп проблем он озаглавил так: “подача учителем своих субъективных представлений как общезначимых культурных норм”.
Данная проблема действительно имеет место быть. На мой взгляд это одна из самых сложных проблем в преподавании курса, так как она практически не имеет решения. Связано это с тем, что преподавание курса осуществляет учитель-человек с определённой устоявшейся системой ценностей. Учитель так или иначе осуществляет преподавание курса в контексте этой системы (на уроке, при подготовке к уроку и т.д.). Таким образом, субъективность будет присутствовать в той или иной степени всегда. Однако субъективизм можно минимизировать, за счёт проведения мероприятий одной из задач, которых было бы определение “общезначимых культурных норм”. Иными словами – нужно договориться, что является “общезначимыми культурными нормами”.
Нужно отметить, что кроме проблемы субъективной подачи материала учителем курса, существует и проблема субъективизма составителей учебных пособий.
Мерикина Т. А.
Добавлено 15.11.2011 17:38:28
Веду курс "Основы православной культуры". Планирую проведение итогового урока в декабре. В прошлом году в 5 классе интересно прошла защита проектов. Немало трудностей, рисков. Преподавание ко многому обязывает. Курс важный, нужный. Должно быть некое продолжение начатого разговора о культурных традициях Отечества. Почему не выбирают этот курс родители? В нашем районе его выбирали для своих детей только в нашей школе.
Хмелевская М. А.
Добавлено 15.11.2011 17:58:46
Добрый вечер уважаемые коллеги!
При изучении модуля "Основы православной культуры", учащиеся часть материала готовят самостоятельно. Свои творческие работы ребята представляют в виде презентаций, рисунков, сочинений-рассуждений где можно увидеть индивидуальность каждого. Данный курс помогает лучше понимать друг друга, из анкет родителей видно, что дети стали теплее, внимательнее относится к членам своей семьи. Я согласна с коллегами, что данному курсу отведено мало времени для изучения и понимания.
Юдина Е. Ю.
Добавлено 15.11.2011 19:33:07
Добрый вечер, уважаемые коллеги! Преподаю курс ОРКи СЭ модуль "Основы светской этики" первый год.С коллегами считаем, что курс интересный и нужный.Согласны, что времени на изучение отводится мало. Но если некоторые темы моего модуля детям знакомы, то на двух других модулях темы новые для детей. Поэтому, может нужно увеличть количество часов на изучение? Хотелось бы чтобы в учебниках было побольше интересных иллюстраций и заданий, тестов. Некоторые темы трудны для понимания. Родителям данный курс нравится, они принимают непосредственное участие в выполненнии творческих заданий (это можно было увидеть на итоговом уроке). Юдина Е.Ю, Гилязова Р. Ф, Евменова Е. И.