Деятельность

Институт


 

Вопросы и проблемы реализации третьего этапа проекта

3 сентября 2010г. в Канском педагогическом колледже состоялась встреча руководителя проекта «Введение ФГОС в пилотных школах» с рабочей группой Восточного округа. На встрече присутствовали: специалисты органов управления образованием г. Канска и Канского района, директора пилотных школ, методисты ММЦ и преподаватели - методисты колледжа.

Обсуждались вопросы и проблемы реализации 3-го этапа проекта, как наиболее важного – непосредственная работа с первоклассниками в пилотном режиме. Главная тема - это организация взаимодействия трех субъектов проекта (Институт, педагогические колледжи и пилотные школы) в новых условиях, с одной стороны и формирование системы  консультационно-методической поддержки (КМП) образовательных учреждений в условиях массового введения ФГОС, с другой. Учитывая, что согласно проекта резолюции августовского педагогического совета КМП вменяется в ответственность колледжам, рабочая группа Института и педагогических колледжей теперь разрабатывает новую оргсхему организации деятельности в рамках проекта. Предполагается передача полномочий с уровня ИПК на уровень колледжей, в части кураторства пилотных школ округа (кураторы округов от Института, переходят к руководству приоритетных направлений проекта) и включенности в КМП преподавателей колледжей и наиболее подготовленных членов пилотных групп(специалисты, методисты, учителя).  Участники встречи обратили внимание на необходимость изменений в системе методических служб и школьных объединений, возможно за счет интеграции ресурса предметных областей средней и начальной школ, решено данную тему вывести в проектный режим. Кроме встречи в колледже, были посещены школа №2 г. Канска и Георгиевская школа Канского района, с целью знакомства с реализацией модели образовательного пространства пилотных классов, организацией работы пилотной школы с родителями первоклассников, планами рабочей группы школы на новый учебный год.


Заседание краевой рабочей группы

30 августа 2010г. состоялось заседание краевой рабочей группы, на котором рассматривались следующие основные вопросы:

1. Структура и содержание работы Центра организационно-методического обеспечения введения ФГОС.

2. План работы Центра по реализации резолюции августовского педагогического Совета и 3-го этапа проекта «Организация введения ФГОС в пилотных школах».

3. Первоочередные меры по созданию методического обеспечения и поддержки учителей пилотных первых классов.

4. Организация работы по подготовке октябрьской конференции пилотных школ и школ организующих введение ФГОС на самостоятельных основаниях.

Решено: 1. Подготовить пакет документов – Центр ОМО ФГОС (положение, структура, штат, должностные обязанности, план работы, договора) до 10 сентября 2010г. 

                2. Проект плана работы Центра довести до сведения педагогических колледжей и  пилотных школ, обсудить в режиме электронной почты, до 20 сентября 2010г.            

                3. Организовать и провести краевой семинар с методистами колледжей (29 - 30 сентября 2010г.), с учителями первых пилотных классов  (01 - 03 октября 2010г.) -  проект программы заслушать на заседании рабочей группы 10 сентября 2010г.

                 4. Создать оргкомитет конференции в составе представителей МОиН, Института, педагогических колледжей и  пилотных территорий, проект программы конференции заслушать 30 сентября 2010г.

                 5. Кураторам пилотных школ подготовить информацию о ПШ по следующим позициям: копия лицензии и свидетельства об аккредитации ОУ; количество пилотных классов, учащихся в них и ФИО учителя;  УМК реализуемое начальной школой;  выбранное направление работы в проекте: система оценки качества образования первоклассников, структура и содержание образовательной программы в части организации внеучебной деятельности, новые подходы к организации и содержанию работы методических служб, организация введения ФГОС в малокомплектных школах. Срок исполнения до 20 сентября 2010г.


Результаты работы секции на августовском педагогическом совете 

24 августа 2010 г. в рамках краевого августовского Педагогического Совета состоялась секция «ФГОС – результаты 2009 - 2010 гг, проблемы и риски, задачи 2010 - 2011 гг». В секции приняли участие 190 педагогических работников системы образования края.  Работали на секции специалисты Института, педагогических колледжей и пилотных школ – презентовались материалы краевой рабочей группы (мастер-класс) и обсуждались наиболее острые проблемы реализации проекта в новом учебном году: структура, организация и содержание образовательной программы ОУ в части внеурочной деятельности; система оценки качества образования первоклассника; особенности введения ФГОС в малокомплектных школах; изменения содержания деятельности методических служб в процессе реализации ФГОС; интеграция педагогических  ресурсов края в интересах повышения квалификации. По итогам обсуждения сделаны предложения в резолюцию ПС.  Задачи проекта на учебный год фиксированы в докладе министра В.В. Башева (см. сайт МОиН) и будут закреплены ГЗ Института.


Основные события мая 2010г.
 
16 мая 2010 г. региональная группа выезжает на курсы повышения квалификации «ФГОС -содержание, структура и результаты" в АПКиППРО, г. Москва. В составе группы директора пилотных школ, заместители директоров, учителя начального образования, преподаватели педагогических колледжей, специалисты муниципальных органов управления образованием и представитель рабочей группы ИПК.
26-28 мая 2010 г. в  ИПКнстиуте состоится заключительный, четвёртый семинар проекта «Организация введения ФГОС в пилотных школах», на семинар приглашено 75 представителей пилотных команд. По жанру семинар экспертный, содержание деятельности участников семинара направлено на экспертирование материалов практически годовой работы пилотных школ: модели образовательных пространств, программы работы по исполнению требований ФГОС, образовательные программы начальной школы. Учитывая, что разнообразие пилотных школ (сельские, городские, гимназии, лицеи и т.д.) предполагается вариативность моделей и программ, соответствующих требованиям ФГОС и наличию реальных ресурсов конкретной школы. Экспертное заключение на модель и программы должно позволить коллективам пилотных школ продолжить работу по детализации процессов подготовки к реализации ФГОС начального образования. Кроме этого, краевая рабочая группа Института и колледжей в целях формирования системы профессиональной поддержки работников начального образования, планирует  определить кандидатов на статус базовая площадка ИПК и ППРО, консультанта по вопросам ФГОС, ресурсного Центра и консультационного пункта.
31 мая 2010 г. состоится защита проектов программ повышения квалификации кадров в части организации введения и реализации ФГОС начального образования, по итогам состоится лицензирование программ и их реализация. Запуск программ спланирован на первую декаду июня 2010 г., для 100 работников пилотных школ, группы в настоящее время скомплектованы.
 
 
Подводим итоги первого этапа реализации проекта: «Организация введения ФГОС начального образования в пилотных школах»
 
Рабочая группа Института и педагогических колледжей подвела итоги первого этапа реализации проекта.
Основные результаты сосредоточены:

1. Создание и оформление нормативных документов – соглашения между пилотными территориями и Институтом, планы и программы пилотных территорий и школ, приказы и распоряжения о создании муниципальных и школьных рабочих групп, дополнения в положения о надбавках и доплатах участникам проекта.

2. Освоение материалов ФГОС начального образования  – разработаны и реализованы через семинары с командами пилотных школ методические рекомендации по работе с текстами: «ФГОС: идеология, структура, содержание», сборник предназначен для работы методистов, методобъединений и заместителей директоров по учебно-методической работе.

3. Организация работы пилотных школ с требованиями ФГОС к образовательному пространству начальной школы – разработаны и реализованы через семинары  методические рекомендации «Образовательное пространство начальной школы: модели, нормы и требования», материалы работы по данной теме представлены пилотными школами г. Ачинска, г. Канска, г. Дудинки, г. Красноярска, МОУ "Ильичевской СОШ" Шушенского района и МОУ "Верхне-Пашенской СОШ" Енисейского района на тематической секции окружных совещаний (февраль – март), сборник методических рекомендаций подготовлен к изданию. Рабочими группами данных территорий и школ проведена содержательная работа по подготовке и проведению секции, реализован командный подход к выполнению задания, приобретен практический опыт работы с аудиторией, что важно для будущей деятельности в статусе Базовых площадок Института.

4. Создание сетевого  взаимодействия участников проекта – организационная схема реализации проекта обеспечивает  деятельность как краевой команды (Институт и колледжи), так и муниципальной (управления образования и школы): совещания, планерки, сборы, консультации, обмен информацией, семинары, методическая поддержка. Все эти мероприятия стали необходимостью для всех действующих лиц проекта.

5. Подготовка технического задания на разработку программ повышения квалификации – техническое задание подготовлено на основании выявленных участниками семинаров пилотных школ дефицитов профессиональной деятельности относительно требований ФГОС.

Запуск второго этапа проекта фиксируется темой: «Образовательная программа начального образования: технологии разработки и механизмы реализации», первые плановые семинары проводят пилотные школы Восточного округа. Тема сложная, неоднозначная, краевая рабочая группа практически месяц работала с материалами ФГОС, с целью поиска и разработки способа организации позиционной деятельности участников проектирования программы пилотной школы. Семинары с пилотными школами должны не только провести апробацию подготовленных методических рекомендаций, но и существенно повлиять на их содержательные эффекты.

Кроме этого рабочая группа Института подготавливает:

– запуск технического задания на разработку программ повышения квалификации, 

– круглый стол по теме: «Введение ФГОС начального образования: находки, проблемы и риски», программу сбора методистов муниципальных методических служб по сопредельной теме.


Выездные семинары по теме:
"Образовательное пространство начальной школы, в рамках требований ФГОС начального образования"
 
22-30 января 2010 г. в пяти округах края состоялись семинары по теме: «Образовательное пространство начальной школы, в рамках требований ФГОС начального образования». Основные тезисы (по итогам семинаров): 
1. Образовательное пространство – это набор, определенным образом, связанных между собой условий, которые могут оказывать влияние на человека и его деятельность.
2. Образовательная среда включает совокупность условий: материальных и предметных факторов, социальные компоненты, межличностные отношения, обеспечивающих развитие человека.
3.Общие показатели модели ОС:

– целостность – программное и нормативное обеспечение;

– социокультурное состояние - этнический состав семей, образовательный статус детей, социальный статус семей, формы взаимодействия с внешней средой;

– средства направленные на результат;

– соответствие требованиям ФГОС начального образования к образовательному пространству. 

4 . Специфические показатели модели ОС:

– социальные: эмоциональность, обобщенность;

– дидактические: интенсивность, осознаваемость;

– пространственно: предметные мобильность, динамичность, аутентичность.

5. Примерные требования к проектированию ОП:

– подготовлены материалы командой гимназии№1 «Универс» (приложение);

– материалы семинаров оформляются в методические материалы по подготовке и проведению такого типа семинаров методистами муниципальных служб (издания будут выставлены на сайт ИПК);

– в настоящее время в пилотных школах организована работа с коллективами по отработке проекта модели образовательного пространства и среды;

– организована работа по разработке программы действий по реализации модели;

– ряд пилотных школ участвуют в окружных совещаниях с темой «Введение ФГОС начального образования» (г. Канск, г. Ачинск, г. Дудинка, г. Красноярск, Шушенский  район).

Рабочая группа Института проводит серию внутренних семинаров по подготовке программы и методического обеспечения третьего семинара по теме: «ФГОС – Образовательная программа начальной школы», по результатам семинаров запланирован сбор членов рабочей группы педагогических колледжей по обсуждению и согласованию действий и результатов семинара, который пройдет согласно графику в последней декаде марта.  
Второй этап проекта подразумевает организацию разработки программ повышения квалификации, техническое задание подготовлено, разработаны принципиально оформленные представления о структуре программ и целевых группах. В настоящее время готовится запуск проектировочной деятельности структурных подразделений Института и колледжей.
 

 Выездные семинары по теме: «ФГОС-2: идеология, структура, содержание»
 
С 3 декабря 2009г. проходит выездной цикл семинаров по теме: «ФГОС-2: идеология, структура, содержание». Семинары проводятся по окружному принципу на базе педагогических колледжей, командой методистов колледжа, методическими службами пилотных территорий и представителями рабочей группы Института по согласованной программе. По итогам каждого семинара будет:
    – подготовлен отчёт, который станет предметом анализа для рабочей группы и основанием для методических рекомендаций по теме семинара;
    – команды пилотных школ должны будут скорректировать содержание семинара в рамках своего образовательного учреждения, с целью вовлечения коллектива школы в организацию введения ФГОС начального образования. 
Также для организационно-управленческой и учебно-методической работы привлекаются заместители директоров пилотных школ. Всё это несомненно должно повлиять на план работы школы во 2-м полугодии и план подготовки образовательного учреждения к новому учебному году (выполнение требований введения ФГОС-2  в организации учебного процесса начального образования в школе).  

Идеология, структура и содержание новых образовательных стандартов

 
С 19 нября по 21 ноября 2009г.в Институте состоялся семинар «ФГОС-2: идеология, структура, содержание» для пилотных школ г. Красноярска. Основные задачи семинара сосредоточены в части:
     – выявления особенностей и нововведений стандартов начального образования второго поколения;
     – осмысления содержания ведущих компонентов стандарта;
     – составления сравнительного анализа действующих и новых стандартов.

Участники семинара поработали с текстами в тематических и позиционных группах, разработали аналитическую матрицу, подготовили и презентавали доклады от групп, провели их обсуждение и дискуссии, что позволили участникам семинара, применив неформализованные методы анализа (сравнение, построение аналитических таблиц, детализация) не только осуществить погружение в материал, но прежде всего рассуждать об идеологических основаниях в логике новых стандартов.

По ходу семинара составлялась ведомость профессиональных дефицитов, которые будут создавать затруднения в процессе введения стандартов. Их выявление и фиксация позволят рабочей группе Института разработать целевые, позиционные программы повышения квалификации учителей, завучей, методистов и педагогов дополнительного образования. В качестве домашнего задания участники семинара, изучив требования к образовательному пространству начального образования,  должны разработать проект (модель)образовательного пространства своей начальной школы с учётом ресурсов и условий конкретной школы.

В межсеминарское время с группой пилотных школ работают члены рабочей группы Института и специалисты Городского информационно-методического центра.


Программирование деятельности методистов колледжей по сопровождению пилотных школ
 
26 октября 2009г. начал работу семинар методистов педагогических колледжей в рамках реализации мероприятий по введению стандартов начального образования в пилотных школах, по теме: «Программирование деятельности методистов колледжей по сопровождению пилотных школ». В течение пяти дней 32 участника семинара совместно с членами рабочей группы Института должны разработать:программы четырёх семинаров; методические рекомендации для команд пилотных школ края, по организации деятельности при введении стандартов.  

Результаты семинара будут оформлены как рекомендации методистам различных служб и структур обеспечивающих работу со стандартами.


Программа деятельности по введению стандартов начального образования

16 - 17 октября 2009г. состоялся семинар рабочей группы Института по теме: «Программа деятельности по введению стандартов начального образования». Программа семинара предусматривала:

    - разработку программы;

    - разработку проекта семинара тьюторов педагогических колледжей;

    - проектирование семинаров пилотных школ (согласно план-графика Института).

 
 
Участники семинара обсудили и договорились о целях, задачах, структурах, вариантах действий, ресурсах, результатах программы и проектов семинаров. Особое внимание было уделено вопросам идеологии новых стандартов и возникающими в связи с этим организационными проблемами (финансовыми, кадровыми и управленческими), а также обсуждались действия по созданию системы оперативной подготовки кадров по введению стандартов начального образования второго поколения.

Результаты семинаров:

1. Проект Программы деятельности по введению ФГОС начального образования.

2. Проекты семинаров тьюторов и команд пилотных школ в настоящее время обсуждаются специалистами ИПК, по итогам обсуждения и коррекции будут утверждены Ученым советом института и предложены к работе.