Деятельность

Институт


 
Печатные издания по нгаправлению индивидуально-ориентированного обучения
 
1. Практика внедрения индивидуально-ориентированной системы обучения [Текст]: по материалам краевой научно-методической конференции. – Красноярск: РИО КГПУ, 2001. – 132 с.
В сборнике представлены материалы краевой научно-методической конференции «Практика внедрения индивидуально-ориентированной системы обучения», которая состоялась 30 октября – 1 ноября 2000 года на базе Красноярского краевого института повышения квалификации работников образования.
Предлагаемый материал может быть использован учителями средних школ, студентами и преподавателями педагогических учебных заведений, методистами и специалистами управления образованием.
2. Ярулов, А.А. Технология индивидуально-ориентированной системы обучения [Текст]: методическое пособие.- Красноярск: РИО КГПУ, 2001. – 124 с.  
Представлены технологические аспекты организации успешной учебной деятельности школьников в условиях индивидуально-ориентированной системы обучения. Предназначено учителям, методистам, специалистам управления образованием, занимающимся поиском, разработкой и внедрением образовательных технологий.
3. Ярулов, А.А. Индивидуально-ориентированной подход в начальной школе [Текст]: учебно-методическое пособие.- Красноярск: РИО КГПУ, 2002. – 156 с. 
Представлены научно-методические и технологические аспекты организации образовательного процесса в начальной школе на основе индивидуально-ориентированного подхода.
         Предназначено учителям, методистам, специалистам управления образованием, занимающимся поиском, разработкой и внедрением инновационных подходов организации образовательного процесса.
4. Ярулов, А.А. Критериально-ориентированная диагностика в образовательном процессе [Текст]: методическое пособие.- Красноярск: РИО КГПУ, 2002. – 152 с. 
Представлен комплекс диагностических методик, позволяющих обеспечить контроль эффективности организации образовательного процесса. Предназначено для руководителей, психологов, педагогов образовательных учреждений.
5. Минова, М.В. Доводящие карточки как средство индивидуализации процесса обучения [Текст]: методическое пособие.- Красноярск, 2002. – 100 с.
В данной работе раскрывается суть одной из методик коллективных занятий – методики «доводящих карточек».
Автор отвечает на вопрос: «Что такое доводящая карточка?», «Как ее можно составить?», «В каких ситуациях и на каких занятиях ее можно применять?» и т.д. Однако наиболее ценными для учителей-практиков являются примеры доводящих карточек, варианты организации конкретных занятий, предложенные техники создания доводящих карточек.
Предлагаемый в работе материал может быть использован учителями средних школ, студентами и преподавателями педагогических учебных заведений.
6. Минов, В.А., Минова, М.В. Организация и обеспечение коммуникации и понимания в деятельности управляющих групп [Текст]: учебно-методическое пособие.- Красноярск: РИО КГПУ, 2004. – 216 с. 
Предназначено всем, кто уже понял, что складывающаяся управленческая реальность основана не на усилении единоначалия, а на появлении в управленческой позиции группового субъекта управления. Следовательно, обращено ко всем, кто занят (своей мыслью и своим делом) в сфере управления.
         Состоит из двух разделов. Первый раздел представляет собой программу и «путеводитель по курсу», позволяющий слушателям представить целостность курса и адекватно ставить цели и задачи собственного образования; во втором разделе помещены тексты различных авторов, в том числе и авторов пособия, которые раскрывают многообразие аспектов этой темы.
7. Проблемы и достижения в разработке и реализации индивидуальных образовательных программ педагогов и учащихся [Текст]: по материалам краевой научно-методической конференции.– Красноярск, 2004 – 120 с.
В сборнике представлены материалы IV краевой научно-методической конференции «Проблемы и достижения в разработке и реализации индивидуальных образовательных программ педагогов и учащихся».
Предлагаемый материал может быть использован учителями средних школ, студентами и преподавателями педагогических учебных заведений, методистами и специалистами управления образованием.
8. Индивидуализация процесса обучения и педагогика понимания [Текст]: сборник статей. – Красноярск: Красноярский краевой институт повышения квалификации работников образования, 2005 – 106 с.
В сборнике представлены статьи, посвященные приемам и способам индивидуализации образования, в том числе организации процесса понимания в обучении.
Предлагаемый материал может быть использован учителями средних школ, студентами и преподавателями педагогических учебных заведений, методистами и специалистами управления образованием.
9. Основы понимающей педагогики: дистанционный курс [Текст]  / М.В. Минова, Т.М. Захарова, Е.В. Герик, Л.И. Сальникова, О.А. Крутень. – Красноярск: Гротеск, 2005. – 132 с.
Данный образовательный дистанционный курс направлен на изменение характера и уровня общего образования, а именно на сдвиг от содержания общего образования, понимаемого как знание содержания школьных учебных предметов и предметных умений к содержанию образования, которое включает следующие взаимосвязанные компоненты: общие (универсальные) способы мыследеятельности и общие умения коммуникации (умения самостоятельно изучать тексты, излагать свои мысли точно, компактно, без искажения, слушать, вникать в суть сказанного, поставить нужный вопрос).
Предлагаемый дистанционный курс предназначен для работников школ, родителей, учащихся.
10. Индивидуально-ориентированное обучение: сборник статей [Текст]. - Красноярск: Красноярский краевой институт повышения квалификации работников образования, 2006 – 112 с.
11. Индивидуально – ориентированная система обучения: достижения, возможности, перспективы [Текст]: сборник статей. / под. общ. редакцией Т.М. Захаровой. - Красноярская региональная общественная организация педагогов по созданию индивидуально-ориентированной системы обучения – Красноярск, 2008 - 128 с.
12. Ярулов, А.А. Интегративное управление средой образования в школе [Текст]. -  М.: Народное образование, 2008. 368 с.
В монографии представлена концептуально-инструментальная система организации интегративного управления образовательной средой в школе.
Предназначается организаторам управленческих процессов, занимающимся поиском, разрабатывающим и внедряющим оптимальные способы управления деятельностью образовательных учреждений.
13. Формирование понимающих способностей школьников на учебных занятиях [Текст]: методическое пособие. / Минова, М.В, Герик Е.В., Захарова Т.М., Иволгина Л.И., Крутень О.А. – Красноярск: Красноярский краевой институт повышения квалификации , 2008 - 122 с.
В данном методическом пособии описаны приемы формирования понимающих способностей у школьников, обеспечивающие понимание учебного материала. Теоретический материал, представленный в пособии, подкреплен конкретными примерами учебных занятий по различном предметам, на которых решаются задачи, связанные с организацией понимания на учебном занятии.
Предназначено для учителей образовательных учреждений, студентов и преподавателей педагогических вузов, учреждений дополнительного профессионального образования.

14. Минова, М.В., Крутень, О.А. Познавательные общеучебные умения: формирование и диагностика [Текст]: методическое пособие.– Красноярск: ККИПК, 2009. -  162 стр. 

Материалы, представленные в данном пособии, были разработаны в рамках проектов «Совершенствование педагогических условий повышения качества обучения школьников (в контексте развития педагогики понимания)» и «Организация использования диагностики общеучебных: коммуникативных, логических умений и навыков школьников для повышения качества учебных занятий» при участии Т.М. Захаровой, Л.И. Иволгиной, Е.В. Мартынычевой.

Методическое пособие состоит из двух частей. Первая посвящена формированию общеучебных умений школьников, вторая – проверке их сформированности. В первой части выделены умения и представлены приемы их формирования с конкретными примерами. Вторая часть методического пособия содержит обзор подходов к отслеживанию общеучебных умений, описание методики разработки инструментария для проверки сформированности общеучебных умений у школьников. Приведены примеры инструментов проверки сформированности общеучебных умений на различном предметном материале.

Методическое пособие предназначено для педагогов общеобразовательных учреждений, работников образования.

 

15.  Иволгина, Л.И. Схематизация в обучении.

 
В данном методическом пособии представлены материалы для организации учебных занятий с использованием схематизации в контексте педагогики понимания. Показана роль и место различных типов схем в обучении, выделены некоторые правила их конструирования, предложена методика обучения школьников схематизации, а также приведены примеры учебных занятий, в которые включены способы и приемы организации понимания, коммуникации и деятельности школьников на основе схематизации.