Деятельность

Институт


Способ диалектического обучения запатентован в Международном центре педагогического изобретательства (патентное свидетельство № 126 от 29 марта 1996 года). Авторы способа: Анатолий Иосифович Гончарук и Валентина Лазаревна Зорина.

Способ диалектического обучения основан на:

  • мысли как средстве сознания;
  • сложной кооперации как высшей форме труда;
  • самопринуждении как высшей степени естественного принуждения.

Достоинством Способа является глубоко научное, философское обоснование, как содержания образования, так и средств достижения цели — преобразование сознания, общества, природы через диалектику идей, отношений, орудий труда.
 

Способ диалектического обучения, основанный на диалектике идей (преобразование сознания), диалектике отношений (преобразование общества), диалектике средств (орудий) труда (преобразование природы), способствует переходу от сообщенных знаний к выводным и представляет собой принципиально новый подход к учебному процессу.
 

Способ диалектического обучения позволяет на основе единой методологии осуществлять переход:

  • от ставки на память и сообщенные знания («зубрежка») к ставке на мышление и выводные знания (развитие);
  • от слова (язык) через понятие (наука) к категории (философия);
  • от двумерной деятельности (прямая связь) к трехмерному труду (обратная связь);
  • от непосредственного обучения (автократия) к опосредствованному (демократия);
  • от простого (формального) воспроизводства к расширенному (реальному) воспроизводству знаний;
  • от внешнего принуждения к самопринуждению;
  • от необъективной оценки знаний, выводимой учителем, к «материализованной» (объективной) самооценке учащихся.

Теория и технология Способа диалектического обучения представлена:

  1. Концепцией школы XXI века, органически включающей наследие человечества в области просвещения людей с критической его переработкой на основе диалектического материализма;
  2. Логико-дидактическими моделями, которые являются структурным содержанием Концепции школы XXI века, позволяющие увидеть происхождение и развитие учебного процесса;
  3. Образовательной программой «Диалектика учебного процесса» (автор — В. Л. Зорина), органически включающей в себя программы модулей:
    • «Факторы развития личности» (В. С. Нургалеев, д.психол.н., проф.);
    • «Всеобщий принцип противоречия» (А. А. Поляруш, к.пед.н.);
    • «Философские основы межпредметных связей» (И. Д. Еремеевская, к.пед.н.);
    • «Мысль и язык в учебном процессе. Единство понятия и образа» (Г. В. Глинкина, к.пед.н.);
    • «Единство языков в их многообразии» (М. С. Мартынец, к.пед.н.);
    • «Оценка и самооценка в учебном процессе» (М. И. Ковель);
    • «Диалектика пространства средствами мышления» (М. А. Митрухина);
    • «Выявление и использование возможностей СДО в преподавании физики» (О. А. Самарцева).
  4. Дидактическим инструментарием, являющимся исходной основой выводных знаний;
  5. Сборниками понятий, проектами различных видов занятий, системами заданий по извлечению информации из текста, системами тестовых заданий по различным учебным дисциплинам;
  6. Авторскими программами (русский язык, химия, биология, экология и др.);
  7. Монографиями.